Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шелк, хлопок, лен —
наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на
стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв
(резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый,
свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик
называется горячим потому, что воск используется в «горячем»
расплавленном виде. Этот способ используется в основном для
раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с
поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря
послойному нанесению краски.
Холодный батик
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на
шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва
выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних
условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу
резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные
резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами —
стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в
тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком. Свободная росписьТехника свободной росписи получила значительное распространение, так
как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную
неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная
роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон
производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками
с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от
сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой
резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в
зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных
красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это
ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять
рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности
цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора
можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые
части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим
рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных
резервирующим составом.
Техника сибори
"Сибори" —
так называемый складной батик. Результат достигается также путём
перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань
складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Техника («бандан»)
Техника узелкового батика («бандан») Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей.
Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии.
Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками,
крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в
результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости
подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые
узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити,
но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся
эффект «жатости».
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые
варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких
кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу
красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и
хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
|